МОДЕЛЬ ВНУТРИШКОЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ДЕТСКОЙ ОДАРЁННОСТИ
Проблема развития детской одарённости в Республики Казахстан решается на государственном уровне.
В Законе РК «Об образовании», в качестве главного принципа государственной политики в области образования выделяется «стимулирование образованности личности и развитие одарённости».
Тем временем, в реальной практике общеобразовательных школ, особенно сельских, остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы руководителей, всего педагогического коллектива, ученического актива, детских коллективов по выявлению, поддержанию, развитию и даже сохранению одарённых детей и молодёжи. В эту работу должны быть привлечены родители или лица их заменяющие, социальные институты в школьном микрорайоне, широкая общественность. Однако деятельность по направлению развития детской одарённости в масштабе школы невозможна без научно обоснованного управления этого процесса. Научно-теоретический анализ проблемы и реальной практики сельских общеобразовательных школ убеждают нас в том, что отсутствие внутришкольной системы развитием детской одаренности отрицательно сказывается на эффективности деятельности с одаренными школьниками.
Управление развитием детской одарённости в школе является тем рычагом, который нацелен на активизацию руководящих работников, учителей предметников, классных руководителей, ученического актива, детских коллективов, родителей, путем создания всех необходимых условий для проявления и развития их творческого потенциала в направлении деятельности с одарёнными детьми. Предлагаемая нами модель внутришкольной системы управления развитием детской одарённости является результатом многолетнего труда коллектива с/ш №15 им. Е. Юсупова Сайрамского района. При создании данной модели мы исходили из следующих теоретических соображений и практических выводов:
- развитие детской одаренности в условиях обычной общеобразовательной школы требует разработки и внедрения целостной системы педагогического управления деятельностью всего
школьного коллектива в этом направлении;
- сама деятельность педагогического коллектива школы по развитию детской одаренности строится на основе системного, личностно-ориентированного, личностно - деятельностного, парадигмального подходов, которые обеспечивают системность, координацию деятельности всех подструктур школы в развитии детской одаренности;
- включение учащихся в разнообразные виды деятельности, исходя из их способностей, склонностей и интересов, способствует формированию школьников как субъектов собственного развития;
В реальной практике работы с одаренными детьми педагоги, зачастую злоупотребляя редкими явлениями ранней одаренности детей, «отвлекаются от проблемы развития каждого нормального ребенка» (2,с.63). В противовес этому мы не делим школьников на одаренных и менее способных, а опираемся на утверждение многих ученых психологов и педагогов о том, что «каждый нормальный ребенок одарен всеми человеческими сущностными силами и возможностью в необходимых и достаточных социальных условиях развивать их в себе».
При разработке модели внутришкольного управления развитием детской одаренности мы также исходили из того, что хотя развитие интеллектуальной одаренности школьников считается приоритетным, необходимо уделить пристальное внимание развитию способностей и дарований учащихся в других областях, тем более «не все могут и должны стать учёными», а задача школы состоит в предоставлении каждому ребенку возможности развивать свои природные способности и задатки, не только в интеллектуальной сфере.
Теоретической основой разработки предлагаемой нами модели служили Закон РК «Об образовании», Государственная программа развития образования в РК на 2005-2010 гг. Концепция развития образования РК до 2015 года, Распоряжение Президента РК Н.А.Назарбаева «О государственной поддержке и развитии школ для одарённых», труды психологов и педагогов по проблемам детской одаренности (Л. А. Венгер, Ю. 3. Гильбух, Э. А. Голубев, А. В. Запорожец, В. А. Круецкий, Н. С. Лейтес, У. Б. Жесенбаева , Ж. О. Умбетова, Л. М. Нарикбаева, О. А. Жумадиллаева и др.), исследования ученных по проблемам управления (И. Г. Фролов, Р. X. Шакуров, К. Д. Каракулов, Баймолдаев и др.).
Мы поставили перед собой цель - теоретически обосновать, разработать и апробировать модель внутришкольного управления развитием детской одаренности. Объектом исследования при этом является управленческая деятельность администрации школы, а предметом исследования выступает управление системой работы с одаренными детьми в условиях сельской общеобразовательной школы.
В основу разработанной нами модели положены следующие педагогические условия, соблюдение которых должно обеспечить оптимальное управление развитием детской одарённости в обычной школе:
• работе с одарёнными детьми в школе придается целенаправленность и системность;
• система работы педагогического коллектива школы по развитию способностей и дарований детей станет объектом управленческой деятельности школьной администрации;
• реализуются все этапы управленческого цикла в осуществлении управления развитием детской одаренности;
• реализуется научно обоснованное содержание и методика управленческой деятельности школьной администрации, обеспечивающее успешное развитие одарённости школьников.
Управление развитием детской одарённости в условиях школы нами понимается как регулирование состояния системы работы с одарёнными школьниками в целях получения желаемого результата в их обучении, воспитании и развитии.
Предлагаемая нами модель внутришкольного управления развитием детской одарённости включает четыре блока (приложение 1):
1. Управленческая деятельность школьной администрации по развитию детской одарённости.
2. Содержание деятельности педагогического коллектива по развитию детской одарённости в масштабе школы.
3 . Развитие интеллектуальной одарённости учащихся в учебном процессе (на уроках).
4. Внеклассная работа со школьниками ни в направлении развития детской одарённости, которая представлена творческим объединением школьников "Эрудит».
Каждая из вышеназванных структурных компонентов внутришкольной системы управления развитием детской одарённости имеет свои подструктуры. Отметим, что все указанные компоненты предложенной системы взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют единый цикл управления развитием одаренности школьников.
Управленческая деятельность школьной администрации по развитию детской одарённости (приложение 2) содержит производственный, социальный, активизирующий, модернизирующий, операционный компоненты, а также деятельность по развитию самоуправления. Все эти компоненты адекватны направлениям управленческой деятельности школьной администрации, значит работа по развитию детской одарённости проникает во все сферы деятельности управленческого персонала школы. Так, например, производственный компонент включает организационно-педагогические и хозяйственные механизмы работы по развитию детской одаренности. Социальный компонент ориентирован на интересы педагогов, создание условий, вызывающих у них стремление работать с одаренными детьми, применяя при этом инновационные формы и методы развития детской одарённости. Активизирующий компонент призван содействовать воздействию на мотивационную сферу педагогов, в целях поддержания у них оптимального трудового напряжения в педагогической работе, в частности
деятельности в направлении развития детской одарённости. Администрация школы также призвана планировать (принимать решения), инструктировать и контролировать деятельность педагогического коллектива по развитию одарённости школьников.
Содержание деятельности по развитию детской одарённости в масштабе школы включает такие блоки:
Ø работа с учителями;
Ø работа с учениками;
Ø работа с родителями учащихся (приложение 3).
Деятельность по развитию одарённости школьников в первую очередь охватывает развитие интеллектуальных способностей и дарований детей в учебном процессе, которая включает педагогические меры по развитию детской одарённости: психологическое обеспечение развития одарённости; использование возможностей учебного процесса по развитию одарённости детей; научные работы школьников, внедрение современных образовательных технологий и специфических методик развития детской одарённости и т.д. (приложение 4).
Творческое объединение школьников «Эрудит" представляет собой систему организации внеклассной роботы по развитию одарённости сельских школьников. "Эрудит" функционирует по шести направлениям: "малая олимпиада", "клуби", "центр научного исследования", "спорт", "прикладное искусство", "клубы дебатов". Педагогический коллектив школы совместно с активистами среди учащихся добываются все большего вовлечения учащихся во внеклассные формы деятельности школьников, где дети имеют возможность заниматься любимыми делами, развивать свои способности, проявить их, добываться новых и новых успехов (приложение 5).
В целом, апробация созданной модели внутришкольной системы управления развитием детской одаренности показывает ее эффективность как в плане решения первоочередных задач общеобразовательной школы, так и в отношении стимулирования педагогов к активной деятельности по профессиональному самосовершенствованию, и главное в достижении количественных и качественных изменений в обучении, воспитании и развитии и школьников. Одновременно наблюдаются позитивные изменения в профилактике трудновоспитуемое™, в работе школы с родителями, повышения ответственности педагогических работников за качество своего труда.
Отметим, что апробация разработанной нами модели
осуществлена в областных и районных семинарах руководителей школ, молодых учителей проведенных на базе с/ш №15 им. Е. Юсупова, на международных (г.Кокшетау, 2004г; г.Шымкент 2003, 2004, 2005 гг.) и республиканских научно-практических конференциях (г.Шымкент, 2005г.), путем научных публикаций в педагогических журналах «Казакстан мектебі), «Халк таълими», «Узлуксиз таълим».
Предложенная нами модель внутришкольного управления развитием детской одаренности может быть использована на практике сельских школ РК в организации деятельности с одарёнными школьниками, в курсах, ПК и ППК, а также при подготовке будущих учителей к работе по развитию детской одарённости в вузах.
Литература
1. Закон Республики Казахстан «Об образовании». - Алматы: Данекер, 2001.- С.
2. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. - М.: Прометей-Юрайт, 1998. - С.63
Источник: Администратор, 17.11.2007