Ходишь в школу, ходишь – бац, и третья смена…
Две сотни школ республики находятся в аварийном состоянии. Такие данные озвучил на днях министр образования Жансеит Туймебаев в Алматы.
Две сотни школ республики находятся в аварийном состоянии. Такие данные озвучил на днях министр образования Жансеит Туймебаев в Алматы, принимавший участие в распределении вакантных вузовских грантов и республиканском семинаре, посвященном переходу на 12-летнее образование.
Качество знаний казахстанских школьников, по словам министра образования, неуклонно растет. По результатам Единого национального тестирования в этом году почти на 4 процента сократилось число «двоечников», не набравших пороговый балл, на 12 процентов стало больше «отличников», набравших высший балл, и на 18 процентов больше стало «медалистов», подтвердивших полученные ими «Алтын белгi». В среднем выпускники этого года набрали на 5 баллов больше своих предшественников.
Однако в числе сотни лучших школ республики по-прежнему лидируют школы для одаренных детей сети «Дарын» и различные специализированные школы-гимназии. В рейтинге лучших представлено лишь десять обычных общеобразовательных школ. Переход на 12-летнюю модель образования, запланированный на 2015 год, призван как раз-таки повсеместно улучшить качество обучения. К этому времени, как отметил Жансеит Туймебаев, в Казахстане уже все должно быть готово к реформе – от учебников до учителей. Эксперимент по двенадцатилетке, стартовавший в республике в 2003 году, по словам министра, можно уже сейчас считать успешным.
Всего в эксперименте принимает участие 51 учебное заведение – почти семь тысяч учеников казахскоязычных и более двух тысяч учащихся русскоязычных школ. В прошлом учебном году апробировались учебники и учебно-методические комплексы для седьмых экспериментальных классов. Результаты таковы: процент успеваемости – 99,2 процента, качество знаний школьников – 70 процентов. В этом учебном году исследователи сосредоточат свое внимание на восьмиклассниках. Будут апробированы образовательные программы, пособия и учебники. При этом работы для министерства и его ведомств прибавится, поскольку с 1 сентября число школ – участниц эксперимента увеличится до 104.
Через пять лет на новую форму обучения должны будут перейти все восемь тысяч средних учебных заведений страны. Однако переход на 12-летнее образование, который уже откладывался, будет зависеть не только от готовности кадров и учебной литературы. Лишний класс, как неоднократно отмечали эксперты, потребует и дополнительного места в школах. С этим же в республике пока не все ладно. Так, по словам министра, в прошлом году в семи десятках школ занятия велись в три смены. За счет строительства новых зданий, число перегруженных школ в ближайшее время сократится до 54, что, надо признать, тоже немало. Наряду с дефицитом школ есть и другая насущная проблема. Как отметил министр образования, 85 процентов средних учебных заведений Казахстана построены больше двадцати лет назад, около трети – свыше сорока лет назад. Двести школ республики и вовсе находятся в аварийном состоянии.
Не радует и ситуация с дошкольным образованием. В этом году, как рассказал Жансеит Туймебаев, программой «Балапан» было охвачено 42,2 процента дошколят. По сравнению с прошлым годом есть определенный прогресс – рост на 4 процента. Но цифры показывают также и неравномерность предшкольной подготовки в стране. Так, если в Костанайской области дошкольным образованием охвачены 90 процентов детей, то в Южно-Казахстанской – всего 17 процентов. Низкие показатели в Алматинской области и Алматы – 23 и 33 процента соответственно.
– Необходимо развивать государственно-частное партнерство в данном направлении: нужно открывать в областях частные детские сады, – отметил при этом министр образования.
Надо полагать, что самые острые углы казахстанского образования найдут отражение в новой программе развития до 2020 года. Как раз сейчас она обсуждается на различных уровнях и после внесения корректив будет представлена на рассмотрение парламента.
Кто счастливчик?
В минувшую пятницу республиканская конкурсная комиссия с участием главы минобразования распределила вакантные образовательные гранты. К слову, в этом году государство выделило свыше тысячи дополнительных грантов, увеличив их число до 35 тысяч. 1670 «счастливых билетов», гарантирующих бесплатное образование, остались невостребованными. Претендентов на вакантные гранты набралось почти в пять раз больше. Но наилучшие шансы в этот раз были у будущих врачей, социальных работников, педагогов, специалистов сельского хозяйства и студентов технических специальностей – львиную долю дополнительных грантов выделили именно по данным направлениям.
Присуждение вакантных грантов осуществляется дважды в год по результатам экзаменационных сессий. При этом преимущественное право предоставляется сиротам, инвалидам, студентам из неполных семей. Но в конкурсе могут также участвовать и новоявленные абитуриенты. Так, в этом году 103 гранта присудили детям-сиротам и 29 грантов – абитуриентам из пострадавшего от наводнения села Кызылагаш.
Источник: Известия Казахстан, 24.08.2010