Валеологическая специализированная школа – комплекс для одаренных детей
Проблемная тема:
развитие одаренности в условиях здоровьесберегающей образовательной среды с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей детей
Задача ГУ «Валеологическая специализированная
школа – комплекс для одаренных детей»
Создать условия, необходимые для развития природных возможностей каждого ребенка, с сохранением и укреплением его здоровья.
Паспорт ГУ «ВСШКОД»
Решением Акима ВКО было создано 25 декабря 2000 г. областное казенное государственное коммунальное предприятие «Валеологический комплекс» (№ 964) для организации непрерывного валеологического образования на основе опытно – экспериментальной работы по диагностике, прогнозу и реабилитации функционального состояния детей, подростков, взрослого населения г. Усть-Каменогорска: оказания методической помощи педагогам – валеологам образовательных учреждений области.
В соответствии с Указом Президента РК от 16 ноября 1998 г. №4153 «О государственной программе «Здоровье народа»», постановлением правительства РК от 30 июня 1999 года № 905 «О комплексной программе здорового образа жизни» и на основании п.п. 22 п.1 ст. 27 Закона Республики Казахстан от 23 января 2001 года № 148-II 3РК «О местном государственном управлении в Республике Казахстан», акимат ВКО постановил реорганизовать с 1 марта 2002 года КГКП «Валеологический комплекс», в государственное учреждение «Валеологический комплекс» в соответствии с действующим законодательством РК (постановление от 27 марта 2002 №113).
ГУ «Валеологическая специализированная школа – комплекс для одаренных детей» образовано согласно постановлению Восточно-казахстанского областного акимата от 08 февраля 2005 г. №80 на базе государственного учреждения «Валеологический комплекс» и является правопреемником по всем правам и обязанностям. ГУ ВСШКОД является научно – экспериментальным комплексом «Детский сад – школа» в системе непрерывного образования, осуществляет фундаментальные и прикладные научные исследования и разработки, обеспечивает дошкольное, школьное образование и подготовку в ВУЗ, апробацию и введение новых технологий обучения и воспитания.
Контингент учащихся составил 151 учащихся в школе (с 1 по 9 класс), 220 детей в детском саду (7 групп, от 3 до 6 лет).
Общее количество обучающихся в школе – комплексе составляет 371 учащихся.
Приказом №91 от 15 февраля 2002 г. Министерством образования и науки РК «Валеологическому комплексу» ДО ВКО определены функции республиканского методического центра по проблемам валеологизации процесса обучения в организациях образования. В связи с этим школа – комплекс входит в ассоциацию Валеологических центров СНГ (г. Москва, Санкт – Петербург, Новосибирск, Кемерово, Барнаул). Педагоги систематически выступает на международных форумах (г.г. Новосибирска, Томска, Актобе, Алматы, Астана, Атырау). Сотрудничество с базовыми экспериментальными школами г. Усть-Каменогорска, г. Зыряновска, г. Шемонаиха, г. Риддер, г. Талдыкоргана, г. Экибастуза, Чимкента, Астаны.
С 2004 г. Школа – комплекс входит в национальную сеть Школ способствующих укреплению здоровья.
Школа работает по режиму полного рабочего дня – с 8-00 до 17-00. каждый учебный день включает в себя:
• утреннюю зарядку;
• классно – урочные мероприятия:
• уроки творчества (изостудия, театральная студия,
• хореография);
• час самоподготовки (выполнение домашнего задания);
• индивидуальные задания с учащимися по предметам;
• лечебно – оздоровительные занятия (уроки ЛФК, массаж);
• хореография;
• спортивные занятия;
• плавание.
С 2005 г. школа – комплекс работает над проблемой выявления и развития одаренности детей в условиях здоровьесберегающей образовательной следы с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей детей.
Детский сад ГУ «Валеологическая специализированная школа-комплекс для одаренных детей»
Педагогический коллектив детского сада свою деятельность осуществляет на основе Законов Республики Казахстан, нормативно-правовых и программно-методических документов регламентирующих деятельность дошкольного учреждения. Их реализация осуществляется как на административно - управленческом, так и на образовательно-воспитательном уровнях.
Педагогический коллектив при годовом планировании ориентируется на раскрытие таких разделов как: «Научно-исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность воспитателей», «Школа дошкольных наук».
В детском саду созданы оптимальные условия для полной самореализации личности каждого педагога, его творческого потенциала.
Работа в инновационном режиме требует от воспитателей детского сада высокого профессионализма, способностей к творчеству и психолого-педагогической компетенции.
Педагоги имеющие высокий уровень исследовательских умений разработали такие инновационные проекты и методические пособия как «Программа обучения детей чтению с учетом валеологизации с 4-х лет» (Мостовая Т.И.), «Программа обучения детей 5-6 лет английскому языку», Методическое пособие «Первые шаги в английский» (Стасенкова Е.А.), сборник музыкальных развивающих игр для детей 5-6 лет «Знакомство с музыкой в игре» (Ляпунова И.Л.), методическое пособие по организации оздоровительной работы в детском саду «Оригамитерапия», «Профилактика противоречий между психофизиологическими особенностями детей и дидактическими задачами на занятиях по подготовке руки ребенка к письму» (Шаповалова Т.В.), Методическое пособие по развитию речи детей 4-7 лет (Фисенко Т.В.), «Использование метода наглядного моделирования для развития математических способностей детей дошкольного возраста (Бестужева О.М.)., альтернативная программа по валеологии «Путь к здоровью» (Жарликова В.И.).
В связи с этим, ГУ «Валеологическая специализированная школа-комплекс для одаренных детей» осуществляет деятельностный подход в организации научно-методической работы, которая планируется по следующим направлениям: экспериментальная работа и научные исследования, повышение квалификации педагогов, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта.
Повышение профессионального уровня педагогов в основном направлено на проектирование деятельности самих педагогов путем самоорганизации и саморазвития. С этой целью методической службой детского сада в работе с педагогами используются как традиционные (консультации, семинары, педсоветы), так и нетрадиционные формы (дискуссии, интеллектуальные творческие игры, работа творческих микро групп и д.).
В опытно-экспериментальную работу вовлечены и педагоги дополнительного образования, так как успех воспитательно-образовательной, опытно-экспериментальной и оздоровительной работы зависит от взаимодействия всех педагогов коллектива.
Результатом многолетней работы педагогического коллектива является разработка альтернативной здоровьесберегающей программы дошкольного воспитания и обучения детей с 3-х до 5-ти лет прошедшей экспертизу в 2005 году на коррекционном совете областного департамента образования.
Педагоги, имеющие высокий уровень исследовательских умений разработали такие инновационные проекты и методические пособия.
С 2002 года в детском саду проводится эксперимент по внедрению курса «Развитие социальной уверенности у дошкольников». В начале 2006 учебного года педагогами проводится диагностика, по результатам которой планируется коррекционно-развивающая работа. Систематически ведется работа по заполнению на каждого ребенка карты одаренности психологом Ялагиной Л.А. при участии воспитателей и родителей. Данные обследования подтвердили, что в каждом ребенке заложены потенциальные возможности для развития одаренности.
Работа с одаренными детьми проводится через:
Исследовательскую деятельность на занятиях.
Индивидуальные образовательные маршруты.
Мини олимпиады, конкурсы, соревнования.
Системы дополнительного образования.
Деятельность ГУ «ВСШКОД» строится на основе модели валеологизации учебно – воспитательного процесса в системе школьного образования. Данная модель реализуется через взаимосвязанные составляющие компоненты:
Компоненты: содержательный, структурный, процессуальный, оздоровительно – реабилитационный, социальный, устойчивости и протяженности.
Содержательный компонент основывается на государственном стандарте общего среднего образования РК и содержит: специальный курс по валеологизации учебно – воспитательного процесса для педагогического коллектива; валеологизацию учебного плана; валеологизацию содержания предмета; модернизацию учебных программ, учебных программ, учебников и методических пособий по валеологии , соблюдая при этом законы последовательности, непрерывности, устойчивости и протяженности.
Структурный компонент включает в себя научно – практическую деятельность служб: инновационных технологий, валеологической, психологической, медицинской, физкультурно – оздоровительной и лаборатории информационных – образовательных технологий, через деятельность которых осуществляется комплексная диагностика природных задатков психофизиологических и психических особенностей, мониторинг здоровья всех участков образовательного процесса, индивидуальную работу детьми с систематически накопляемой базой данных.
Оздоровительно – реабилитационный компонент модели охватывает следующие Здоровьесберегающие системы используемые в образовательной деятельности:
Здоровьесберегающие технологии обучения, которые включают в себя: педагогику сотрудничества; «школу радости»; креативные системы обучения, индивидуальные, личностно – ориентированное обучение, критическое мышление, программированное обучение.
Системы психоэмоционального здоровья: цветотерапия, музыкотерапия, метеотерапия, активный отдых, трудотерапия, полноценное питание, релаксация, аутотренинг, танцетерапия, светотерапия.
Системы реабилитации: психофизиологическая разгрузка, лечебный массаж, физиотерапия, активный отдых, лечебная и адаптивная физическая культура, фитотерапия, ароматерапия.
Системы питания: полноценное 4-х разовое правильное, умеренное, народная традиционная кухня.
Системы закаливания подразделяются природные (солнце, воздух, вода), обтирание, босохождение, народные системы, система П. Иванова.
Социальный компонент модели включает в себя работу в макросоциуме – осуществление связи со средствами массовой информации и учреждениями и организациями, работающими в области формирования культурных навыков учащихся; работу в микросоциуме через организацию деятельности с педагогами, школьниками и их родителями через консультирование и научно – методическое обогащение.
Через управленческий компонент модели валеологизации УВП в системе школьного образования и контроль научно – методической, практической деятельности всех участников образовательного процесса с другими учебными, научными, социальными и административными группами.
Процессуальный компонент предлагаемой модели валеологизации УВП в системе школьного образования предусматривает осуществление наблюдения и рациональной организации режима учебного дня и работоспособности учащихся.
Рассматривая оценочно – результативный компонент модели важно отметить, что в нем отражены основные критерии оценки уровня организации здоровьесберегающего учебно – воспитательного процесса. К ним относится:
уровень здоровья, который включает в себя физический, соматический и психологические аспекты;
уровень освоения учебных программ, что подразумевает качество, уровень развития знаний, умений и навыков;
уровень сформированности валеологической культуры, характеризующийся достаточным (для данного возраста) уровнем физического, психического, духовно – нравственного развития и образованность, осознанием и принятием способов достижения этого уровня, а также повседневным следованием им в разнообразных видах валеологической деятельности и жизнедеятельности;
уровень мотивации учащихся к учебному труду (мотивационно – ценностное отношение) и потребность педагогического коллектива в совершенствовании профессиональной деятельности.
Таким образом, представленная модель способствует формированию у школьников культуры здоровья, увеличение потенциала их здоровья, а также ее внедрение в образовательные организации позволит обновить существующую систему образования.
Инновационная деятельность ГУ «ВСШКОД»
Создание современных образовательных активных и интерактивных методов и технологии обучения;
Создание автоматизированной системы управления учебно-воспитательным процессам школы (локальная и компаративная сеть);
Создание информационно-коммуникационного комплекса в образовании (центр индивидуального компьютерного тренинга, центр по созданию электронных и индивидуальных страниц учителей школы;
Создание виртуальной школы здоровья и индивидуального развития;
Источник: Администратор, 03.12.2007
родитель | 14.12.2009, 07:51:34 |
Замечетельная школа,прекрасные и талантливые педагоги!!!!!!! |
|